Блокада Ленинграда. Блокадный хлеб.

Опубликовано:  29.01.2020

В рамках Всероссийской акции «Блокадный хлеб» в школе 27 января 2020 года, в День воинской славы России – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в 1944 год, были проведены классные часы, уроки памяти, линейки.⠀

«В целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов» 2020 год объявлен Указом Президента Российской Федерации Годом памяти и славы.

Одной из самых героических и трагических страниц Великой Отечественной войны стала блокада Ленинграда. Кольцо окружения вокруг города сомкнулось 8 сентября 1941 г. Завершилась блокада города – 27 января 1944г., когда войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, освободили практически всю Ленинградскую область. Тот день стал одним из самых счастливых в жизни сотен тысяч ленинградцев; одним из самых счастливых — и, одновременно, одним из самых скорбных — потому что у каждого дожившего до этого праздничного дня за время блокады умер или родственник, или друг.
Сегодня этот день отмечается как День воинской славы России – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Современное название памятной даты было установлено законом, подписанном президентом Владимиром Путиным 1 декабря 2014 года.

Вспоминая сегодня подвиг ленинградцев и защитников города, мы обращаемся к символу блокадного Ленинграда — небольшому кусочку хлеба — 125 грамм. Именно такая самая минимальная норма выдачи хлеба была установлена в самый трудный период блокады — зимой 1941/1942 г. Минимальная дневная норма хлеба,
продержалась с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. – 125 грамм.
Сниженные нормы хлеба послужило тому, что многие жители города не смогли пережить этот период. Не имея никаких продовольственных запасов, люди были обречены на смерть. Ведь, кроме заветных 125 г блокадного хлеба, у них ничего не было. Только с наступлением морозов, крепких, под «минус 40», когда по льду Ладожского озера была проложена автомобильная трасса – легендарная «Дорога жизни», — стало чуть легче, и с конца января 1942-го года пайки начали понемногу увеличивать.

Блокада Ленинграда была спланированной акцией немецкого командования. Судьба города была решена до начала войны. Еще в начале мая 1941 г. в Берлине состоялось заседание возглавляемого Г. Герингом экономического штаба «Ольденбург», на котором обсуждались задачи экономического освоения оккупированных советских территорий. Руководство Германии интересовали лишь черноземные районы СССР, которые должны были обеспечивать продовольствием нацистскую армию и Германию. Участь населения нечерноземных земель была для нацистов очевидна. Из материалов Нюрнбергского процесса: «Выделение черноземных областей должно обеспечить для нас при любых обстоятельствах наличие более или менее значительных излишков в этих областях. Как следствие – прекращение снабжение всей
лесной зоны, включая крупные индустриальные центры – Москву и Петербург…
Несколько десятков миллионов человек на этой территории станут лишними и умрут…» (Нюрнбергский процесс: Сборник материалов. Т. 4. С. 279 – 282.).
Такие взгляды полностью соответствовали политике нацисткой Германии в отношении СССР. Рейхсфюрер СС Гиммлер 12 июня 1941 г., выступая перед высшими чинам СС, заявил: «целью похода на Россию является сокращение числа славян на 30 миллионов человек» (Нюрнбергский процесс. Т. 5. С. 267 – 270).
Уже 8 июля 1941 г., на семнадцатый день войны в дневнике начальника германского Генштаба генерала Франца Гальдера появилась очень характерная запись: «…Непоколебимо решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которое в противном случае мы потом вынуждены будем кормить в течение зимы. Задачу уничтожения этих городов должна выполнить авиация. Для этого не следует использовать танки. Это будет «народное
бедствие, которое лишит центров не только большевизм, но и московитов (русских) вообще» (См.: Verbrechen der Wehrmacht. Dimensionen des Vernichtungskrieges 1941-1944.
Ausstellungskatalog. Hamburg, 2002. S. 309).
Планы Гитлера вскоре получили свое воплощение в официальных директивах германского командования. 28 августа 1941 г. генерал Гальдер подписал приказ верховного командования сухопутных сил вермахта группе армий «Север» о блокаде Ленинграда: «…на основании директив верховного главнокомандования приказываю:
1. Блокировать город Ленинград кольцом, как можно ближе к самому городу, чтобы сэкономить наши силы. Требований о капитуляции не выдвигать.
2. Для того, чтобы город, как последний центр красного сопротивления на Балтике, был как можно быстрее уничтожен без больших жертв с нашей стороны, запрещается штурмовать город силами пехоты. После поражения ПВО и истребительной авиации противника, его оборонительные и жизненные способности следует сломить путем разрушения водопроводных станций, складов, источников электроснабжения и силовых установок. Военные сооружения и способность противника к обороне нужно подавить пожарами и артиллерийским огнем. Каждую попытку населения выйти
наружу через войска окружения следует предотвращать, при необходимости — с применением оружия…».
Как мы видим, согласно директивам германского командования, блокада была направлена именно против гражданского населения Ленинграда. Ни город, ни его жители нацистам были не нужны. Поэтому выстоять блокаду означало хоть какую-то надежду на жизнь.

Ленинград не был умирающим городом, он работал и сражался, выпуская необходимую для фронта и тыла продукцию в тяжелейших условиях.

В блокадном городе выпускалось более 150 наименований основных видов вооружения, боеприпасов, инженерного имущества и средств связи. Производившиеся в Ленинграде артиллерийские системы направлялись не только на Балтийский, но и на Черноморский и Северный флоты.

Руководство советской страны, сами ленинградцы делали все возможное и невозможное, чтобы решить вопросы жизнеобеспечения города и помощи населению. Уже 12 ноября на тонкий ладожский лед вышли первые разведчики из числа гидрографов Балтийского флота, которые под руководством Михаила
Казанского начали исследование скорости и характера намерзания ледяного покрова у южного берега озера, там, где расстояние между ленинградским берегом и Большой землей было наименьшим. А уже на следующий день, 13 ноября, начальник службы тыла Ленинградского фронта генерал-майор Феофан
Логунов подписал приказ «Об организации постройки ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец — маяк Кареджи». Эта трасса вошла в историю блокадного Ленинграда как «Дорога жизни».
По «Дороге жизни» через Ладожское озеро осуществлялась связь с Большой Землей: эвакуация населения и промышленного оборудования, доставка в Ленинград продовольствия, топлива, боеприпасов, вооружения и людских пополнений для войск.

Блокада Ленинграда – это не локальная история одного города. Она звучным эхом отозвалась в сердцах всего советского народа. Помощь других городов, трудовых коллективов, воинских формирований заключалась и в сборе средств, и в формировании посылок с необходимыми вещами, и в приюте эвакуированных ленинградских детей. Для государственного централизованного снабжения
Ленинграда и помощи городу, были выделены определенные области, края и республики. Блокада Ленинграда, страдания его жителей — стали болью всего советского народа.

С первых дней блокады Ленинград подвергался интенсивным артиллерийским обстрелам и бомбёжкам. Золоченые шпили и купола, все высотные доминанты города использовались врагом в качестве ориентиров для ведения прицельного огня по важным стратегическим и социальным объектам. Необходимо было
в кратчайшие сроки решить вопрос с маскировкой этих архитектурных памятников. Для этого в Ленинграде была сформирована бригада из 30 спортсменов-альпинистов под руководством инженера Л. А. Жуковского, которая на протяжении всей блокады осуществляла маскировку различных объектов города. Самыми сложными и опасными были работы по маскировке высотных памятников Ленинграда – Адмиралтейства,
Петропавловского собора, Инженерного (Михайловского) замка, Исаакиевского собора. Они были выполнены альпинистами Михаилом Бобровым, Алоизием Зембой, Александрой Пригожевой, Ольгой Фирсовой, Михаилом Шестаковым. Возглавляла работы Ольга Фирсова.

Шпиль Петропавловского собора и купол Исаакиевского собора решено было закрасить серой краской (их золочение было выполнено методом гальваники и держалось очень прочно, поэтому покраска и последующее снятие краски при демаскировке не повредило бы позолоту). Остальные шпили и купола, покрытые сусальным золотом, посаженным на клей, закрыли брезентовыми чехлами.

Памятный знак открывается у стен Петропавловского собора. Маскировка этого самого высокого архитектурного сооружения Ленинграда ( 122,5 метра) продолжалась с октября 1941 по февраль 1942 года. Это были одни из самых тяжелых дней ленинградской блокады. Температура воздуха часто опускалась до отметки ниже 42 градусов ниже нуля. Из-за вражеских обстрелов альпинистам приходилось работать ночью. В первую блокадную зиму на шпиле собора работали Михаил Бобров и Алоизий Земба, а с весны
1942 года и до конца блокады маскировкой занимались Ольга Фирсова и Михаил
Шестаков.

Благодаря подвигу альпинистов, удалось не только защитить уникальные архитектурные памятники города от уничтожения, но и сохранить жизни тысячам ленинградцев.