Методический семинар-практикум

Опубликовано:  03.01.2024

21 декабря в нашей школе прошел Методический семинар-практикум «Проектирование урока, формирующего функциональную грамотность обучающихся».
Цель семинара: совершенствование содержания учебно-методического комплекса и форм преподавания для развития функциональной грамотности обучающихся.
Задачи:
• Выявить затруднения и проблемы, имеющие место в проектировании урока, формирующего функциональную грамотность обучающихся, для принятия своевременных мер по обеспечению успешного выполнения задачи повышения качества образования.
• Использовать современные образовательные технологии для формирования функциональной грамотности обучающихся.
Целевая аудитория: педагоги МБОУ  «СОШ №2 им.Х.Я.Беретаря» г.Адыгейска
Ожидаемые результаты:
• Создание условий для формирования функциональной грамотности обучающихся.
• Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу формирования функциональной грамотности обучающихся.
• Повышение качества образования. Форма проведения: семинар –практикум по проектированию этапа урока формирующего функциональную грамотность обучающихся, через использование активных методов обучения.
Оборудование: презентация (приложение1), раздаточный материал, мультимедийный проектор, компьютер.
Ход мероприятия
Эпиграфом к семинару-практикуму будут замечательные слова Яна Аммоса Коменского, которые как нельзя лучше отражают суть функциональной грамотности: «Для жизни, а не для школы мы учимся» (слайд 1-2)
1. Постановка педагогической проблемы
Задача формирования функциональной грамотности включена в обновлённый
стандарт основного общего образования (Приказ № 287, ФГОС, III, 35.2). Это задача учителей всех предметов. (слайд 3)
Формирование функциональной грамотности — это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность. В ходе сегодняшнего семинара будут продемонстрированы
несколько приемов работы на уроках, которые способствуют формированию именно функциональной грамотности.
Современный человек не может быть неграмотным, но грамотность не может ограничиваться одной сферой жизни. Поэтому так важно ещё в школе формировать навыки ХХI века.
2. Демонстрация приемов развития функциональной грамотности Просмотр отрывка из мультфильма.(слайд 4)
Определите, формируют ли задания Василис Премудрых функциональную грамотность современного ученика?
Цель семинара – совершенствование содержания учебно-методического комплекса и форм преподавания для развития функциональной грамотности обучающихся.
— Для развития функциональной грамотности на уроке можно использовать различные приемы. Давайте вспомним их.
Задание в группах «Установите соответствие».
Соотнесите название приема с его определением. (раздаточный материал / самопроверка слайды 6-17)
Приём Определение Отсроченная отгадка
Этот прием — способ необычно начать урок, задать интригу, уже с самого начала урока активировать мышление учащихся, придав ему определенное направление, созвучное теме урока. В технологии проблемного обучения рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.
Проблемная ситуация
Это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме, основано на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами
закономерность и др.
Кластер Данный прием относится к технологии критического мышления. Это форма представления информации в виде изображения, которая предполагает отбор главных смысловых единиц, обозначающихся в виде схемы с обязательным изображением всех взаимосвязей между ними.
Корзины идей
По своему содержанию данный прием похож на такие известные приемы, как «Мозговая атака» и «Кластер». В каждом случае
предполагаются разные формы работы — и индивидуальная, и групповая, и каждый из приемов позволяет высказывать любые суждения — без их оценивания и анализа. Но, к примеру, кластер помогает лучше увидеть логические цепочки, в то время как данный прием всего лишь определяет «поле интересов».
Лови ошибку Этот прием используют при объяснении нового материала или, желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, педагог намеренно допускает ошибку (одну или несколько). Можно заранее
оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.
Своя опора Приём можно использовать как самостоятельно, так и в контексте техники сжатия информации. В условиях информационной перенасыщенности такая «инвентаризация» знаний поможет ученику
планомерно наращивать свои «интеллектуальные мускулы» и избежать умственного перенапряжения. Шаг за шагом Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг
называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
Яркое пятно Данный прием лучше использовать в начале урока. Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется
тема и цели урока.
Цветные поля Приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную проверочную работу, отчёркивает поля цветными
карандашами. Каждый цвет имеет своё значение, но каждый раз это обращение к учителю.
• красные поля — «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»,
• зелёные поля — «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам хочу их исправить»
• синие поля — «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю».
• жёлтые, которые обозначают «Я уверен(а), что у меня в работе всё правильно».
Прием «Диаграмма Венна»
Это графический способ, который используется, когда нужно сравнить два или более понятия, явления, способа, предмета. Помогает выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знание по заявленной теме.
Ромашка Блума
Это один из приемов развития критического мышления, позволяющий через шесть групп вопросов (простые, уточняющие, объясняющие, творческие, оценочные, практические) рассмотреть изучаемый материал с разных сторон.
Приём «Тонкий и Толстый вопрос».
Это приём из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия.
Вопрос аудитории: Какие известные вам приемы мы уже использовали на нашем семинаре? («Яркое пятно», «Установить соответствие») (слайд 18)
3. Практическая часть.
Работа в группах и демонстрация этапа урока. (слайд 19)
Задание группам: Смоделировать этап урока для формирования функциональной грамотности с применением активных методов обучения и продемонстрировать его.
Алгоритм выполнения: определиться с предметом, выбрать вид грамотности для формирования, определиться с темой урока, типом урока, этапом урока и приемом из активных методов обучения.
Для выполнения задания вы можете использовать памятки «Типы уроков», «Приемы АМО», «Конструктор уроков с приемами», учебники и др.
Выступили Озым Э.А., Сташ Н.Х., Ереджибок С.А. Учителя обсудили материал семинара.
4. Подведение итогов.
На семинаре — практикуме мы вместе с вами продемонстрировали, как активные методы обучения способствуют формированию функциональную грамотность на уроках. (слайд 20)
На этапе рефлексии семинара используется приём «Шесть шляп»
Цель: рефлексивный прием, помогающий осуществлять контроль своего образа мыслей.
Формирует умение осмысливать свой опыт; умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам; ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.
Участников  разделили на группы и предложить одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета. Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка. Желтая шляпа– позитивные суждения. Черная– отражает проблемы и трудности. Красная– эмоциональные суждения без объяснений. Зеленая– творческие суждения, предложения. Синяя– обобщение сказанного, философский взгляд.
Выступления групп.
Семинар позвольте закончить словами Колина Тернера: «Добиться успеха не
означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы
должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо». (слайд 21)