Буллинг и школа

Опубликовано:  27.01.2021

Буллинг в общеобразовательной школе.

Что делать педагогу? Алгоритм действий педагога.

Буллинг (от англ. bullying — запугивание) — это психологическое и/или физическое насилие по отношению к другому человеку.

С буллингом может столкнуться любой ребенок вне зависимости от возраста, внешнего вида и особенностей характера. Поэтому специалисты уверены: школьная травля (буллинг) — это проблема всего класса, а не одного ребенка.

Школьный буллинг — что это такое? Практически в каждом классе есть дети, которые становятся объектами насмешек и открытых издевательств. Школьная травля не является чем-то уходящим — приходящим: боль и унижения часто продолжаются по несколько лет подряд, а то и до окончания школы. Самое главное, что проблема в том, что в группе риска может оказаться практически любой. Что же это за явление такое, в котором учащегося называли раньше «белой вороной», «козлом отпущения», жертвой « школьной дедовщины» а теперь жертвами буллинга?

Буллинг (или  травля) распространяется по всему миру, как вирус, в последние годы особенно быстро. Эмоциональное насилие, которое вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку.

Кто чаще становится агрессором, зачинщиком травли?

  • Дети, испытывающие сильную потребность подчинять себе других, добиваясь тем самым своих целей.

  • Импульсивные и легко приходящие в ярость дети.

  • Те, кто часто вызывающе ведет себя по отношению к взрослым – включая родителей и учителей.

  • Дети, не испытывающие сочувствия к своим жертвам. Если это мальчики, то они обычно физически сильнее других мальчиков.

  • Дети, страдающие от насилия в семье.

  • Дети из семей, где мало эмоционального тепла и поддержки от родителей и близких.

Как распознать буллинг обучающихся в школе?

  • Обучающийся на всех переменах один.

  • Ребенок приходит в класс в потрепанном виде: в разорванной, испачканной одежда, с синяками, ссадинами, следами драк.

  • Ученик всегда один выполняет задания в малых группах. 

  • Послушный ребенок вдруг начал опаздывать в школу или сидеть в классе после уроков, чего-то выжидая.

  • Ухудшение самочувствия (психосоматика в действии).

  • Ребенок стал хуже учиться.

  • С учеником никто не хочет сидеть за одной партой.

  • В столовой ребенок покупает на свои деньги еду для другого.

Наиболее распространенные примеры буллинга:

  • запрещение сказать свое слово, ответить;
  • негативные разговоры, обзывание, распространение слухов, лживых сведений;
  • отбирание, повреждение, прятание вещей и одежды;
  • удары, пинки;
  • изоляция от остального классного сообщества;
  • необоснованные обвинения;
  • вымогательство, шантаж;
  • кибербуллинг (интернет-травля).

Особо жестокий буллинг

  • Физическое насилие, заставляющее жертву страдать;
  • Сексуальные домогательства;
  • Деяния, граничащие с уголовно наказуемыми.

Профилактика буллинга в школе

  • Могут помочь совместно созданные правила группы. Их нужно выписать на отдельном плакате и повесить на видном месте в классе. Правила должны быть реальными, выполняемыми, а не чисто формальными.

  • Нельзя затягивать с мерами пресечения любых насмешек над слабостями одноклассников, презрительных замечаний.

  • Пресекать оценку и обсуждение при всём классе неблагополучных и личных качеств ребёнка.

  • Дать проявиться детям (особенно жертвам буллинга) в их способностях, помочь увидеть коллективу их ценность для всего класса.

  • Нельзя сравнивать способности детей.

  • Объединять класс совместными мероприятиями.

  • Организовать игры-размышления, дискуссии, просмотр видеоматериалов и фильмов, демонстрирующих специфические проблемы обучающихся, санитарно-просветительская работа.
  • Рассказывать родителям о буллинге и позиции школы.

Неэффективные методы

  • Перекладывать всю ответственность на педагога-психолога;
  • Переадресовать проблему родителям;
  • Отправлять участников (жертву и буллера) к директору, требовать от буллера извинений;
  • Провести мероприятие, акцию – вообще что- либо единовременное и краткосрочное;
  • Рекомендовать жертве не обращать внимания; 
  • Долгие объяснения случившегося;
  • Определение проблемы травли как личной проблемы жертвы;
  • Признание правомерности правил игры «бей или ударят», обвинения или наказания ( это пример насилия уже со стороны учителей).

Эффективные методы

  • Привлечение авторитетного союзника. Для разговора с классом нужен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему.
  • Разговор с детьми младшего школьного возраста, порицание. До 12 лет у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя или другого авторитетного взрослого. Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.
  • Влияние на агрессора извне. После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит референтная группа ровесников.