Буллинг в общеобразовательной школе.
Что делать педагогу? Алгоритм действий педагога.
Буллинг (от англ. bullying — запугивание) — это психологическое и/или физическое насилие по отношению к другому человеку.
С буллингом может столкнуться любой ребенок вне зависимости от возраста, внешнего вида и особенностей характера. Поэтому специалисты уверены: школьная травля (буллинг) — это проблема всего класса, а не одного ребенка.
Школьный буллинг — что это такое? Практически в каждом классе есть дети, которые становятся объектами насмешек и открытых издевательств. Школьная травля не является чем-то уходящим — приходящим: боль и унижения часто продолжаются по несколько лет подряд, а то и до окончания школы. Самое главное, что проблема в том, что в группе риска может оказаться практически любой. Что же это за явление такое, в котором учащегося называли раньше «белой вороной», «козлом отпущения», жертвой « школьной дедовщины» а теперь жертвами буллинга?
Буллинг (или травля) распространяется по всему миру, как вирус, в последние годы особенно быстро. Эмоциональное насилие, которое вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку.
Кто чаще становится агрессором, зачинщиком травли?
-
Дети, испытывающие сильную потребность подчинять себе других, добиваясь тем самым своих целей.
-
Импульсивные и легко приходящие в ярость дети.
-
Те, кто часто вызывающе ведет себя по отношению к взрослым – включая родителей и учителей.
-
Дети, не испытывающие сочувствия к своим жертвам. Если это мальчики, то они обычно физически сильнее других мальчиков.
-
Дети, страдающие от насилия в семье.
-
Дети из семей, где мало эмоционального тепла и поддержки от родителей и близких.
Как распознать буллинг обучающихся в школе?
-
Обучающийся на всех переменах один.
-
Ребенок приходит в класс в потрепанном виде: в разорванной, испачканной одежда, с синяками, ссадинами, следами драк.
-
Ученик всегда один выполняет задания в малых группах.
-
Послушный ребенок вдруг начал опаздывать в школу или сидеть в классе после уроков, чего-то выжидая.
-
Ухудшение самочувствия (психосоматика в действии).
-
Ребенок стал хуже учиться.
-
С учеником никто не хочет сидеть за одной партой.
-
В столовой ребенок покупает на свои деньги еду для другого.
Наиболее распространенные примеры буллинга:
- запрещение сказать свое слово, ответить;
- негативные разговоры, обзывание, распространение слухов, лживых сведений;
- отбирание, повреждение, прятание вещей и одежды;
- удары, пинки;
- изоляция от остального классного сообщества;
- необоснованные обвинения;
- вымогательство, шантаж;
- кибербуллинг (интернет-травля).
Особо жестокий буллинг
- Физическое насилие, заставляющее жертву страдать;
- Сексуальные домогательства;
- Деяния, граничащие с уголовно наказуемыми.
Профилактика буллинга в школе
-
Могут помочь совместно созданные правила группы. Их нужно выписать на отдельном плакате и повесить на видном месте в классе. Правила должны быть реальными, выполняемыми, а не чисто формальными.
-
Нельзя затягивать с мерами пресечения любых насмешек над слабостями одноклассников, презрительных замечаний.
-
Пресекать оценку и обсуждение при всём классе неблагополучных и личных качеств ребёнка.
-
Дать проявиться детям (особенно жертвам буллинга) в их способностях, помочь увидеть коллективу их ценность для всего класса.
-
Нельзя сравнивать способности детей.
-
Объединять класс совместными мероприятиями.
- Организовать игры-размышления, дискуссии, просмотр видеоматериалов и фильмов, демонстрирующих специфические проблемы обучающихся, санитарно-просветительская работа.
- Рассказывать родителям о буллинге и позиции школы.
Неэффективные методы
- Перекладывать всю ответственность на педагога-психолога;
- Переадресовать проблему родителям;
- Отправлять участников (жертву и буллера) к директору, требовать от буллера извинений;
- Провести мероприятие, акцию – вообще что- либо единовременное и краткосрочное;
- Рекомендовать жертве не обращать внимания;
- Долгие объяснения случившегося;
- Определение проблемы травли как личной проблемы жертвы;
- Признание правомерности правил игры «бей или ударят», обвинения или наказания ( это пример насилия уже со стороны учителей).
Эффективные методы
- Привлечение авторитетного союзника. Для разговора с классом нужен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему.
- Разговор с детьми младшего школьного возраста, порицание. До 12 лет у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя или другого авторитетного взрослого. Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.
- Влияние на агрессора извне. После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит референтная группа ровесников.