1. Одними из наиболее суицидально опасных возрастов являются подростковый и юношеский, когда происходит формирование сексуально-ролевой идентификации, особо остро переживаются неразделенная любовь, конфликты с друзьями, родителями, школьные проблемы. Суициды обусловливают, примерно, 12 % обшей летальности в детско-подростковой возрастной группе. В возрастной группе от 15 до 25 лет завершенный суицид стоит на втором — третьем месте среди причин смерти.
2. Прежде чем попытаться помочь подростку, объятому намерением совершить самоубийство, необходимо владеть основной информацией о суициде и о суицидентах. Специалисты разделяют суицидальные попытки на: демонстративные, аффективные, истинные
Демонстративное поведение. Число демонстративных попыток в 10-15 раз больше чем завершенных. В основе этого типа поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать как ему трудно справляться в жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» несправедливое отношение взрослых к подростку. Следует помнить, что любая суицидальная попытка чрезвычайна опасна! Во-первых, это может завершиться действительно смертью. По сути, это манипулирование другими людьми. И любая проблема становится игрой со смертью. Это может быть также экстремальным, щекочущем нервы, своеобразным развлечением, снятием напряжения. И подростки, в данном случае делают порезы или излишне рискуют (например, встают на подоконник, демонстрируют желание выпить какие-то лекарства или токсические вещества). И, наконец, игры со смертью, могут перерасти в постоянное саморазрушающее поведение, а это наркотики, алкоголь, постоянное стремление рисковать.
Аффективное суицидальное поведение. Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий.
Как правило, сильные негативные эмоции — обида, гнев, — затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия.
Истинное суицидальное поведение. Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, попытки чаще заканчиваются смертью. Истинными причинами могут быть:
-
Трудности в сфере человеческих отношений,
-
Отчужденность от социальной среды – подростка не принимают сверстники. Возникает ощущение одиночества, отчуждение. Страдание является очень сильным, так как не удовлетворяются возрастные потребности в понимании, принятии.
-
Насилие – как физическое, так и моральное. Тогда возникает ощущение безысходности, напряжения.
-
Сильный стресс – в частности, смерть или расставание с близким человеком. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.
3.Многим знакомо образное выражение по поводу последней капли, переполнившей чашу терпения. Так вот, приводящие к суициду причины подобны таким каплям. Каждая из них сама по себе – ничто. Однако, если их сотни, в какой-то момент чаша окажется переполненной. Иногда роль «последней капли» играют школьные ситуации, поскольку школа — это место, где ребенок проводит значительную часть своего времени, а когда разбираешься в существе дела, то, как правило, обнаруживается неблагополучие в семье. Однако это «неблагополучие» имеет не внешний, но содержательный характер где в первую очередь нарушены детско- родительские отношения. В большей степени чреваты суицидом критические ситуации, возникающие именно в благополучных семьях. Что такое «благополучная» семья? Это нередко закрытая семья, которая соответствует социальным нормам, а какой ценой это соответствие достигается — никому не известно. Внутри такой семьи возможно и насилие (в первую очередь — эмоциональное), и пренебрежение, и завышенные требования, и жестокие наказания.
4. Суицидальное поведение — это ответ на глубинные переживания, а они связаны с тем, что по-настоящему актуально. Подросток ищет себя в огромном мире. Психическая организация очень нестабильна, причем на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Это и крайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм; и неадекватное представление о собственной компетентности, социальной значимости и снижение настроения, тревожность, легко возникающие беспредметные страхи.
5. Если у человека есть хоть небольшая склонность к саморазрушающему поведению, всякая информация о том, что есть плохо, чревата негативными последствиями и подталкивает его к этому негативу — сразу же как только он почувствует себя обделенным. Здесь надо отметить, что при общении с подростками важно осознавать степень негативных эмоции в его адрес, ведь юношеский максимализм увеличивает сказанное словами, жестами, мимикой в несколько раз, как увеличительное стекло. Из всего вышесказанного следует главный вывод, что, для того чтобы ценить жизнь, человеку необходимы две вещи: внимание и любовь окружающих, а также любовь к себе самому.
6. Творчество подростков в интернете — есть молодежные субкультуры которые порождают (навязывают) суицидальное настроение.
7. Признаки суицида и как помочь
Признаки готовящегося суицида |
Как помочь подростку |
1.Ведёт разговоры о смерти, суицидах |
Если вы заметили в поведении подростка признаки готовящегося суицида, не оставляйте его без внимания. Постарайтесь помочь ему сменить обстановку . |
2.Стремиться фантазировать на тему самоубийства вслух. 3. Часто уединяется, рассуждает на тему одиночества, ненужности. 4. Чрезмерное внимание уделяет мотивам смерти в окружающем мире, музыке, искусстве, литературе, ищет информацию о смерти в Интернете и восторгается этим. 5.Попытки завуалированного прощания: передачи своих вещей, предметов близким, друзьям. 6.Приведение дел в порядок. |
Обратитесь к специалистам (психологу, психотерапевту, психиатру), не старайтесь справиться с существующим настроением самостоятельно |
8. Группа риска. Суицидальное действие совершается, когда человек не видит возможности решения своей эмоциональной проблемы, но и не может не отказаться, не примириться с тяжелой ситуацией. Напряжение становится столь высоко, что снять его кажется невозможным. Это может показаться странным, но большинство совершающих суицид подростков умирать на самом деле не хотят — они просто пытаются решить таким образом некоторые проблемы. Однако весь трагизм ситуации заключается в том, что проблемы наступают и отступают, а решить их пытаются раз и навсегда. Подростки желают избежать проблем, с которыми, на их взгляд, им не справиться. И некоторые видят только один способ, а нам, взрослым, важно показать, что каждая проблема имеет не одно решение, надо только поискать. Так или иначе, подавленность, депрессивные настроения знакомы почти всем, и почти всем удается справиться и пережить такие состояния. В большинстве случаев для этого достаточно, чтобы рядом были чуткие, тактичные, любящие люди.
9. Уважаемые учителя! Обращайте внимание на эмоциональное состояние ваших учеников. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите разрешать их, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере ребенка, обращайтесь за помощью. Не стоит полагаться на время — что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдание вашего ребенка, помогут найти выход из трудной ситуации.