Самоубийство – это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Уровень подросткового суицида в России — один из самых высоких в мире. Каковы его причины и как предотвратить появление суицидальных мыслей у ребенка?
Мотивы и поводы суицидального поведения
Основными мотивами и поводами для суицидального поведения (приведены в порядке уменьшения значимости) могут быть:
1. Личностно-семейные конфликты:
-
несправедливое отношение (оскорбление, унижение, обвинение) со стороны родственников и окружающих;
-
потеря близкого друга, болезнь, смерть родных;
-
препятствия к удовлетворению актуальной потребности;
-
несчастная любовь;
-
недостаток внимания, заботы со стороны окружающих.
2. Психическое состояние. Две трети суицидов совершаются в непсихотических состояниях по вполне реальным мотивам и поводам, и лишь треть в состоянии психоза с бредовыми идеями.
3. Физическое состояние. Такое решение чаще всего принимают больные с онкопатологией, туберкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями. При этом суицид совершается на этапе неуточненного диагноза.
4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента:
-
боязнь наказания или позора;
-
самоосуждение за неблаговидный поступок.
5. Конфликты в профессиональной или учебной сфере:
-
несостоятельность, неудачи в учебе или работе;
-
несправедливые требования к выполнению профессиональных или учебных обязанностей.
Эти мотивы редко служат причиной суицида.
6. Материально-бытовые трудности. Они также редко служат причиной суицида.
Целями суицида могут быть:
1. Протест, месть. Суицидальное поведение по типу «протеста» предполагает нанесение ущерба, мести обидчику, т.е. тому, кто считается причиной суицидального поведения. Действует принцип: «Вам будет хуже после моей смерти». Конфликт носит острый характер.
2. Призыв. Суицидальное поведение по типу «призыва» возникает остро, реализуется чаще всего через самоотравление. Основной смысл суицидальной попытки — получение помощи извне с целью изменения ситуации.
3. Избегание (наказания, страдания). Суицидальное поведение по типу «избегания» проявляется в ситуациях угрозы наказания и при ожидании психического или физического страдания, а смысл суицида заключается в попытках их избежать.
4. Самонаказание — определяется переживаниями вины реальной, или же это следствие патологического чувства вины.
5. Отказ. Суицидальное поведение по типу «отказа» от жизни, где цель и мотивы полностью совпадают, встречается только у душевнобольных.
Как понять, что ребенок решился на самоубийство
Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
1. Словесные признаки. Подросток часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом:
-
прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить»;
-
косвенно намекает о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого обузой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться»;
-
много шутит на тему самоубийства;
-
проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
2. Поведенческие признаки. Подросток может:
-
раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям;
-
приводить в порядок дела;
-
мириться с давними врагами;
-
демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
— в еде — есть слишком мало или слишком много;
— во сне — спать слишком мало или слишком много;
— во внешнем виде — стать неряшливым;
— в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
— замкнуться от семьи и друзей;
— быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность.
3. Ситуационные признаки. Подросток может решиться на самоубийство, если он:
-
социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;
-
живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема);
-
ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального;
-
предпринимал раньше попытки суицида;
-
имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
-
перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
-
слишком критически настроен по отношению к себе.
Рекомендации родителям:
-
ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
-
анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
-
учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если…»;
-
воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
-
не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
-
не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
-
обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;
-
записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.